+7 (495) 729–82–25 Москва
+7 (495) 981–86–57
8 (800) 775–10–37 бесплатно по РФ, 09:00-22:00
В последнее время электронная коммерция стремительно развивается и занимает все более прочные позиции на российском рынке. Однако, как и любой вид бизнеса, e-commerce имеет ряд особенностей, продиктованных спецификой работы в интернете.
Поданным РБК.research, интернет-торговля является одним из наиболее перспективных рынков, который показал довольно высокие темпы прироста даже в период кризиса, в отличие от многих традиционных каналов продаж. Рост числа российских онлайн-магазинов, возросший интерес пользователей и участников рынка траными драйверами роста популярности данного канала продаж.
«Роль интернет-торговли в современной жизнк людей, живущих в крупных городах, высока: из-за большой загруженности на работе, пробок на дорогах многие не имеют возможности добраться до магазина, и им гораздо быстрей и проще заказать необходимые товары через интернет. В связи с этим интернет-торговля стремительно набирает обороты. Поэтому, если хочешь идти в ногу со временем, надо работать в интернете», — уверен Евгений Крисанов, коммерческий директор компании «Наш паркет».
Так, согласно статистике InSales, объем российского рынка интернет-торговли в 2011 г. составил 244,6 млрд руб., что на 39% больше, чем в прошлом.
Эксперты РБК.research справедливо полагают, что одним из ключевых условий развития интернет-торговли в России является уровень интернетизации (число интернет-пользователей). В странах, где охват аудитории интернетом достаточно высок, покупки через интернет имеют большее распространение. Согласно данным исследования РБК.research «Российский рынок интернет-торговли: товары 2011», количество российских интернет-пользователей год от года продолжает стабильно увеличиваться. При существующем проникновении интернета в России (около 40%) можно утверждать о значительной потенциальной емкости рынка — в развитых странах уровень проникновения составляет примерно 60–80% (рис. 1). 50%-ный уровень проникновения интернета в России может быть достигнут к 2012—2013 гг.
Очевидно, что интернет-магазинам необходимо, в первую очередь, ориентироваться на покупателя, учитывая его возможности, потребности и интересы. Так, одним из главных преимуществ онлайн-закупок перед приобретением товаров офлайн является сравнительно невысокая цена предлагаемой продукции при сохранении ее качественных характеристик.
По мнению Вячеслава Ткаченко, представителя компании «ПолХол.ru», выгодная цена формируется в виду отсутствия расходов, которые неизбежно присутствуют в офлайн-торговле, например, связанных с хранением продукции, выплатой зарплаты большому штату обслуживающего персонала и т. д. «Мы же получаем товар напрямую от заводов производителей, что позволяет формировать оптимальную для покупателя цену. Так, товар в интернет-магазине стоит на 5–30% ниже, чем в обычном магазине», — подчеркивает он.
И даже если у интернет-магазина есть склад, по словам Андрея Зуева, директора интернет-магазина «Время паркета», он зачастую предназначен только для хранения сопутствующих товаров: лаков, клеев, валиков и прочего.
Следует отметить и ряд возникающих в электронной коммерции сложностей.
«Все больше людей ищут товары в интернете, и напольные покрытия не являются исключением. Как правило, интернет-магазин создается как площадка в сети от уже действующей торговой точки. Но существуют сайты, созданные без поддержки торговой площади. Их владельцам, хоть и не надо платить аренду, работать сложнее: клиенту, что совершенно справедливо, часто хочется потрогать товар перед покупкой. Часто бывает, что основные свои покупки люди доверяют большим магазинам, а в случае, если не хватило две доски, обращаются в интернет», — рассказывает Андрей Зуев, «Время паркета».
Кроме того, e-commerce, несмотря на популярность, все-таки остается сравнительно новым для России способом приобретения продукции, поэтому нередки и технические накладки. «Многие клиенты просто не могут правильно заполнить поля заявки на приобретение товара», — приводит пример Евгений Крисанов, «Наш паркет».
Сегодня уже недостаточно просто создать сайт «с корзиной» и наполнить его товаром. «Чтобы не быть позади всех, сайтом необходимо постоянно заниматься, поскольку конкуренция в интернете абсолютно дикая: практически каждый предприниматель (или компания) имеет свой сайт (или страничку). И если разные торговые точки могут успешно работать в разных районах города, не отбивая друг у друга клиентов, то в интернете они все рядом», — поясняет Андрей Зуев, «Время паркета».
По мнению Евгения Крисанова, «Наш паркет», большой уровень конкуренции в сети объясняется также и тем, что многие ошибочно предполагают, что электронная коммерция является легким видом заработка.
Актуальной для интернет-торговли является и проблема демпинга. Как рассказывает Андрей Зуев, «Время паркета», зачастую этот способ применяют недальновидные предприниматели. «Находятся „умники“, у которых наценка порой составляет 3–5% (!). Если владельцы других интернет-магазинов примут такие правила игры и тоже начнут снижать цену, товар вскоре перестанет продаваться вообще, так как хорошо продается то, что продавать выгодно», — подчеркивает он.
Интернет-магазины получают прибыль не только от продажи основной продукции, но и предлагают клиентам различные сопутствующие товары и услуги.
Например, по словам Андрея Зуева, «Время паркета», в большинстве интернет-магазинов можно заказать монтаж приобретенного напольного покрытия.
А некоторые онлайн-магазины и вовсе не уступают обычным. «Мы можем предоставить профессиональную консультацию, помощь дизайнера, доставку, укладку, уход и многое другое», — рассказывает Евгений Крисанов, «Наш паркет».
В основном популярностью пользуются известные бренды. «Мы начали, наконец, понимать, что за качество надо платить», — справедливо отмечает Вячеслав Ткаченко, «ПолХол.ш».
По мнению Евгения Крисанова, «Наш паркет», клиенты предпочитают покрытия с замковым соединением, которое значительно экономит время укладки и удешевляет стоимость работ, а также обеспечивает возможность легкого монтажа изделия.
Казалось бы, законы спроса такие же, как и в офлайн-торговле. Однако, по словам Андрея Зуева, «Время паркета», адекватно оценить спрос невозможно без учета специфики и степени технической проработки каждого конкретного сайта: «Наибольшее количество звонков поступает по тем позициям, которые в поисковике выдаются ближе к первой десятке, поэтому, если мой сайт плохо проиндексирован, к примеру, по паркетной доске, но хорошо по ламинату, соответственно, доска будет продаваться хуже, чем ламинат. Но это не будет отражать истинную картину покупательского спроса».
Очевидно, что за интернет-торговлей будущее. «Электронная коммерция все больше и больше будет вытеснять офлайн-магазины», — считает Евгений Крисанов, «Наш паркет». По мнению Вячеслава Ткаченко, «ПолХол.ш», предлагая более качественный сервис и расширяя возможности по доставке товаров, интернет-магазины в скором времени выйдут на новый уровень, что повысит объем заказов.
Однако существуют и обоснованные опасения. Андрей Зуев, «Время паркета», считает, что в целом объем закупок через интернет увеличится, но при современных темпах роста числа интернет-магазинов уровень продаж на каждый из них снизится.
Оправдаются ли прогнозы экспертов относительно развития электронной коммерции, покажет время.
Eвгений Крисанов, коммерческий директор компании «Наш паркет» |
Вячеслав Ткаченко, представитель компании «ПолХол.ru» |
Ольга Томчук
Источник: FloorNet. Ru № 2 (06), апрель 2912 г.